Мы просыпаемся и тянемся к смартфону — посчитать лайки и полистать ленту. А кто-то открывает утром глаза и попадает в привычную темноту. Затем нащупывает идеально гладкий кусок пластика, не глядя запускает популярный мессенджер и говорит: «Давай встретимся сегодня?» В России зарегистрировано около 400 тысяч инвалидов по зрению, из них 10% — тотально незрячие. Но, благодаря обыкновенным смартфонам, они живут полноценной жизнью. Как именно — в нашем материале.

«Этот текст я набрал со смартфона»

Раньше инвалиды по зрению были почти полностью оторваны от общества. А сегодня гаджеты прокладывают мостик в цивилизованный мир. Например, не так давно крупнейшие IT-корпорации договорились разработать совместный стандарт для дисплеев Брайля, чтобы экраны можно было легко подключать к различным устройствам.

Но это — будущее, пусть и не столь далёкое. Прямо сейчас люди с особыми потребностями обходятся простым смартфоном, — и вы удивитесь, насколько он помогает социализироваться. Во все современные гаджеты встроены скринридеры для невидящих: например, Talkback для Android. Эта штука читает всё, что написано на экране. Достаточно щёлкнуть по дисплею, чтобы голос озвучил, куда вы тапнули. Мы нашли незрячих, которые рассказали, как они пользуются телефонами. Наши собеседники — тотально незрячие Айтбек Аулбаев из Алма-Аты и Мария Якимова из Нижнего Новгорода.

Как слепые пользуются смартфонами

Айтбек потерял зрение после аварии — «в прошлой жизни» он был юристом. Мы познакомились с ним в Twitter, увидев его тред о людях без зрения. За каждый лайк он делился фактом из своей жизни. «Благодаря развитию технологий слепые с помощью голосовых помощников могут читать, писать, пользоваться приложениями. Этот текст я набрал с помощью Google Talkback», — пояснил Айтбек в своём аккаунте.

Мария Якимова — основательница проекта Internet for the blind и администратор паблика «Компьютеры и мы» в соцсети «ВКонтакте». Мария помогает незрячим осваивать гаджеты и устанавливать программы. А также отвечает на вопросы о работе клиента Kate Mobile, который пользуется огромной популярностью у пользователей с ограниченными возможностями.

В первую очередь мы расспросили спикеров, как им дался переход от физических кнопок к сенсорным, — выяснилось, что неоднозначно:

«Для меня сенсор лучше, ведь я могу читать то, что на кнопочном аппарате не прочитаешь. Например текст сообщения или какой-нибудь публикации. Да ту же книгу. Хотя иногда не хватает физической кнопки, которая раньше на смартфонах была внизу посередине. Чтобы принимать входящие вызовы», — рассказал Айтбек.

«Когда долго пользуешься телефоном с кнопками, а потом появляется абсолютно гладкая “лопата”, — нападает паника. У зрячих проблем с сенсором нет. А у незрячего могут возникнуть вопросы, если просто положить перед ним мобильник. На кнопочном телефоне удобнее набирать текст и номер. С гладкой и неразграниченной клавиатурой сложнее. Трудно попасть в нужную букву, при пролистывании нажимаются ненужные буквы. Этому можно научиться, но долго, не у всех есть время и нервы», — поделилась Мария.

Как слепые пользуются смартфонами

Настоящим спасением стали голосовые сообщения. Мария и Айтбек общались с нами именно таким образом. Есть и альтернатива — подключить блютус-клавиатуру с шрифтом Брайля. Это быстрее, чем писать на экране, но, опять же, не очень удобно: приходится носить с собой два устройства.

 

Соцсети — для всех

При этом невидящие тоже общаются в соцсетях. Занятие для нас незамысловатое, но им даётся с большим трудом.

«В ряде приложений есть кнопки, которые никак не отображаются и не озвучиваются программой Talkback — надо интуитивно догадываться, что там. Например, когда делаешь репост из Instagram в другую соцсеть, нужно найти место на экране, которое следует нажать. Программа говорит: “Коснитесь дважды, чтобы активировать”. Однако непонятно, что это даст, для чего ты коснёшься дважды», — говорит Айтбек.

Эту проблему отмечает и Мария:

Вот есть «лайк». На кнопке изображено сердечко. На «поделиться» — рупор. Три точки — это меню. Картинки есть, зрячим всё очевидно. А нам Talkback назовёт всё это «кнопкой без ярлыка» и огласит какую-нибудь произвольную цифру, которая у этой кнопки «под капотом», для приложения. Но цифры всё время меняются, поэтому даже по ним запомнить мы не можем. Когда разработчики прописывают код, они видят окно. Там можно обозначить, что «сердечко» — это «лайк» и тогда Talkback «прочитает» кнопку.

Поэтому инвалиды по зрению вынуждены обращаться к программистам напрямую. Улучшить своё приложение соглашаются немногие — большинство просто игнорирует письма или кормит бесконечными обещаниями.

Как рассказали наши собеседники, лучше всего адаптированы Twitter, Facebook, YouTube, Skype. А также контакты, будильник, заметки и другие штатные мобильные приложения. «Проблемы в основном только с гугл-почтой», — говорит Мария. Поэтому незрячие перешли на Aqua Mail. Есть недостатки и у обычного клиента «ВКонтакте», но на помощь приходит Kate Mobile.

Как слепые пользуются смартфонами

«Kate Mobile — приложение для “ВКонтакте”. Изначально его не создавали для незрячих, однако мы тоже стали им пользоваться. Утилита оказалось удобной и доступной. Во многом потому, что разработчики откликались на просьбы: подстраивались под нас, редактировали дизайн.

В 2014 году я спросила у программиста Фёдора Власова, можно ли как-то озвучить смайлики Kate Mobile. Вроде бы ерунда, но видящие в основном общаются этими смайликами. Мы же никак не можем их понять, — это просто картинка. Бывали ситуации, что зрячие нам пишут, а мы не понимаем. В итоге Фёдор озвучил самые распространённые смайлики, а я их тестировала. Стало гораздо удобнее, огромное спасибо Фёдору, что взялся это сделать», — рассказала наша собеседница.

Сейчас Мария активно участвует в жизни приложения. Каждые полгода она проводит акцию «Всё о Kate»: в течение дня отвечает на вопросы пользователей. Мария, композитор и профессиональная певица, даже сочинила песню о Kate Mobile и презентовала её в группе приложения. Однако администрация соцсети удалила трек, посчитав его нарушением авторских прав. Вскоре песня всплыла в цифровых маркетах, причём под другим именем. Нашей собеседнице удалось её стереть из маркетов, но Shazam по-прежнему неверно определяет исполнителя. Увы, но от превратностей судебной логики не застрахован никто, даже люди с непростой жизненной судьбой.

 

Текстовые мемы

Фотографии и картинки — часть сетевой жизни любого из нас. Слепые тоже могут «смотреть» иллюстрации и мемы. Как? С февраля 2015 года работает некоммерческий сервис «Опиши мне»: волонтёры подробно рассказывают, как выглядят шедевры мировой живописи, снимки, открытки, небольшие видеоролики, реклама и даже мемы. А ещё незрячие могут присылать личные фото — помощник отправит их описание на почту. В Kate Mobile аналогичная опция тоже есть, говорит Мария:

Я предложила сделать так в Kate Mobile, и в прошлом году мы это реализовали. Когда открываешь фото или видео, появляется кнопка “получить описание” — нажимаешь, и оно прилетает в личку.

Похожая штука есть и для кино. Называется «аудиодескрипция» или «тифлокомментирование». Голос за кадром подробно описывает происходящее на экране: интерьер, внешность, одежду героев, их действия. Блокбастеры, сериалы и мультики с аудиодескрипцией можно найти и на YouTube. Например, вот канал с советскими фильмами в сопровождении тифлокомментатора.

 

Выходи из комнаты

Очевидно, что людям с проблемным зрением тяжело ориентироваться в пространстве. А специальные гаджеты, решающие эту проблему, стоят очень дорого. Скажем, очки израильской компании OrCam распознают и озвучивают любой текст, который попадает в поле зрения человека. Встроенная камера сканирует пространство вокруг и распознаёт предметы: пользователю достаточно указать на объект. В России это чудо техники не продаётся, но его можно заказать «оттуда» за негуманную цену в 2500 долларов.

Как слепые пользуются смартфонами

Более дешёвый и простой вариант — устройство «Ориентир» от петербургской группы компаний «Спецтехноприбор». Эту штуку разработали совместно со Всероссийским обществом слепых, она встроена в систему информирования «Говорящий город». «Ориентир» взаимодействует с оборудованием, установленном на транспортных средствах, остановках, светофорах, в подземных переходах и на некоторых зданиях. Работает это так: «Говорящий город» передаёт «Ориентиру» по радиоканалу голосовые сообщения об объекте, находящемся поблизости. Сейчас система активно развивается в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных российских городах. Но может ли гаджет заменить живого проводника? Едва ли — рассказывает наш собеседник.

«Я передвигаюсь по городу с мамой. Но ради интереса скачала программу, называется “Навигатор для слепых”. Поставила её, однако она пешеходная. Когда села в транспорт, смартфон начал сходить с ума. К тому же там много недоработок: понимает не все улицы, находит непонятные препятствия. В общем, не свыклась», — комментирует Мария.

 

Распознаватель денег

Как обращаться с деньгами — ещё одна тема, над которой мы попросту не задумываемся. Невидящие не могут определить номинал на ощупь, если банкнота не новая. Поэтому с купюрами у них складываются непростые отношения. Просто скормить наличность банкомату — уже проблема. На сайте Сбербанка есть список банкоматов, оснащённых аудиовыходом. Однако их не так много, и «бумажный вопрос» по-прежнему актуален. Для его решения незрячие разработчики Олег Тайструк и Александр Евдокимов создали приложение Blind-Droid Wallet, распознающее купюры.

Как слепые пользуются смартфонами

В марте 2014 года Александр установил на свой смартфон программу Darwin wallet: эта штука умеет считывать американские доллары, британские фунты и евро без подключения к интернету.

«Мне, конечно же, очень захотелось, чтобы можно было таким же образом определять белорусские и российские банкноты. Я написал автору Darwin wallet — добавьте, мол, валюты СНГ. Автор ответил, что приложение неинтересно, но код открытый — каждый может доработать. Я кинул клич среди незрячих пользователей Android, попросил всех, кто умеет программировать, заняться со мной созданием распознавалки денег», — поделился с 4PDA Александр.

Откликнулся Олег Тайструк — программист и математик из Одессы. Взяв за основу код с github, он полностью переписал и оптимизировал приложение. Разработчики ввели модульную систему — по умолчанию только евро и доллары США, но под каждую валюту можно добавить отдельный плагин. Сейчас Blind-Droid Wallet понимает больше 80 денежных единиц.

«Помимо российских, белорусских и украинских купюр, мы почти сразу добавили узбекские, казахские, киргизские и грузинские. Я создал базу графических эталонов, скачав изображения 160 банкнот с сайтов нумизматов и “Википедии”. Как только поступает запрос от пользователя из такой-то страны, валюта которой ещё не поддерживается, мы создаём модуль. Если придёт запрос, скажем, из Уганды, сделаем модуль и для этой страны. Кстати, приложение определяет только бумажные деньги, не монеты. Это связано с техническими ограничениями, поскольку монеты, с точки зрения программы, слишком похожи одна на другую», — говорит Александр.

 

С работой плохо

С трудоустройством у незрячих всё довольно сложно. Если обращаться по «обычным» вакансиям, работодатели отказывают, а специализированных очень мало. Всероссийское Общество Слепых, конечно, содействует, но в основном всё сводится к профессиям массажиста или оператора колл-центра. Это, уверяет Айтбек, несправедливо:

Как слепые пользуются смартфонами

До инвалидности я был преуспевающим юристом и топ-менеджером в крупной компании. Наши работодатели, видимо, в силу своего менталитета не готовы нанимать незрячих сотрудников. Я не говорю, что труд массажиста плохой или недостойный, но я достаточно неплохой юрист и хотел бы всё-таки зарабатывать интеллектуальным трудом.

Несмотря на описанные трудности, невидящих нельзя назвать затворниками: они ведут насыщенный образ жизни, и наши спикеры не исключение. Олег Тайструк — преподаватель математики и информатики, Мария Якимова и Александр Евдокимов — профессиональные музыканты, Айтбек Аулбаев со зрячей супругой трудятся в сфере организации ивентов. Они также занимаются благотворительностью и социальной реабилитацией. «Миссия моих проектов — это взаимная адаптация общества и инвалидов. Я делаю всё, чтобы социум и инвалиды воспринимали друг друга на равных», — говорит Аулбаев.

Однажды Айтбек провёл серию мастер-классов для детей с особыми потребностями: с аутизмом, синдромом Дауна и ДЦП. Ребят учили делать мультики, которые потом показали на большом экране в центре Алма-Аты. У крох брали интервью и водили по красной дорожке, причём в «смешанном» составе: в акции участвовали и дети с особенностями, и обычные. Это, поясняет Айтбек, осознанный ход:

Мы хотели показать, что здоровые и особенные дети ничем не отличаются. Они думают и рисуют то же самое: домики, бабочек, солдатов, даже зомби.

Мария начала пользоваться телефоном с 2011 года и долго искала, кто бы помог ей совладать с техникой. В итоге девушка нашла Павла Малышева, будущего основателя паблика «Компьютеры и мы».

«С 2011 по 2013 годы было такое переговорное время, когда я задавала вопросы, а Павел мне отвечал. В 2013-м я зарегистрировалась в социальных сетях, купила более прогрессивный телефон, — вопросов стало ещё больше. Меня посетила мысль: а почему Павел помогает только мне? Так появился паблик «Компьютеры и мы». Сообщество работает уже пять лет, аудитория растёт без всяких накруток», — говорит Мария.

Преподаватель математики Олег Тайструк в свободное время занимается программированием. Он рассказал нам о специфике работы незрячего кодера:

Когда я начинал разрабатывать приложения под Android, единственной доступной для скринридеров средой разработки была Eclipse. Удивительно, но никаких дополнительных настроек или других ухищрений она не требовала. Поэтому у меня она до сих пор в фаворе. А вот переход на Android Studio я максимально оттягиваю — для меня она неудобная, со скринридером с ней работать тяжело.

Максимально проблематичный момент для незрячего программиста — создание интерфейса. Не сама разработка, а контроль за соответствием планируемой и реальной картинки на экране устройства. Ещё неудобно разбирать чужой код и доделывать за кем-то приложения. Иногда проще переписать код заново, чем разбираться в логике другого человека и вылавливать его ошибки. Я стараюсь отказываться от таких предложений.

 

***

Обывателю кажется, что между «нами» и «ними» непреодолимая пропасть, однако это не совсем так. Они тоже ходят с друзьями в бары, на концерты классической музыки и в театры. Читают книги и сидят в соцсетях. Иногда к ним даже возвращается зрение — когда они закрывают глаза. «Во снах я осознаю, что незрячий. Но вижу всё, что есть вокруг», — признаётся Айтбек.

Пропасть всё ещё на месте, но современные технологии навели мосты. И с каждым днём они становятся всё крепче.

 

Автор текста: Кася Красавина

Источник: 4pda.ru

X